Есть по Чуйскому тракту дорога…

0

Торговый путь через Горный Алтай существовал ещё во времена хана Тамерлана. Но русская экспансия на Алтай началась в XVIII веке, в царствование Екатерины II, когда сами алтайские зайсаны обратились к императрице с просьбой принять Алтай под власть короны, чтобы избежать покорения китайцами. С тех пор и началось активное освоение Алтая. К 1825 г. за Бийской казачьей линией возникли более полусотни русских селений. Первым торговым узлом стала заимка Шебалино – ныне крупное село, известное каждому, кто хоть раз ездил в сторону Ташанты. Первые упоминания о Чуйском торговом пути относятся к 1788 г., а монгольскую границу торговые люди перешли только в середине XIX века. Со временем горная тропа превращалась в настоящую колёсную дорогу, однако до создания настоящей трассы было ещё далеко. Проект магистрали от Бийска до монгольской границы был начат в 1913 г. Вячеславом Шишковым, писателем и инженером, главой «Чуйской экспедиции». Однако изыскания были прерваны I Мировой войной, и проектные и строительные работы возобновились только в 20-е гг. В мае 1922 г. Чуйский тракт получил статус государственного, а в 1961 г. вошёл в дорожную систему Новосибирск – Бийск – Ташанта, оставаясь, несмотря на все усовершенствования, всё тем же Чуйским трактом – коварным, опасным, исключительно красивым и жизненно важным. Именно по этой дороге ежедневно проходят тысячи тонн грузов и сотни туристических автомобилей, в том числе и taxi Verona, а в случае необходимости смогут пройти и танки…

О Чуйских шоферах писал книги и снимал фильмы Василий Шукшин, родившийся и выросший в селе Сростки, которое нельзя не заметить, проезжая по Алтаю. В Сростках находится музей Шукшина, а на придорожном базарчике продают самый лучший в окрестностях мёд. Памятник первым машинам и их водителям, работавшим по Чуйском тракте, – настоящий грузовик ЗИС-5, водружённый на постамент, – стоит в Бийске, в самом начале дороги. Впрочем, больше всего Чуйский тракт известен благодаря старой шоферской песне о любви и соперничестве. Говорят, что герои этой песни, Коля и Рая, существовали на самом деле и действительно водили красный «АМО» и зелёный грузовик «Форд». И шоферская могила, на которой вместо памятника установлен руль грузовика, тоже есть на самом деле, а Раиса, как утверждают знающие люди, так и не вышла замуж и до старости оплакивала любимого… Таких памятников на Чуйском тракте немало – долгое время автомобильная дорога в Китай и Монголию оставалась исключительно опасной (а какой ещё может быть высокогорная дорога, одна обочина которой – глубокая речная долина, а вторая – отвесная скала?). И сегодня Чуйский тракт непрост для водителя. Чем выше поднимается автомобиль, тем круче становятся повороты и подъёмы. Подняться на плато Укок под силу только грузовикам и мощным джипам.

Чуйский тракт

Зато часть дороги от Бийска и до предгорий Алтая славится отличным качеством, чем и обусловлен почёт, которым окружают Чуйский тракт гонщики-любители. Несмотря на скоростные ограничения, любители «положить стрелку» каждое лето устраивают там негласные «соревнования», легко развивая скорость до двухсот пятидесяти км/ч.

Республику Алтай Чуйский тракт делит на две примерно равные части. К западу от него уходит дорога к подножью горы Белухи – высочайшей горы Алтая (4506 м). А от посёлка Майма на восток идёт дорога на Телецкое озеро (на языке алтайцев оно называется Алтын-Кёль – Золотое Озеро), откуда вытекает река Бия, которая, сливаясь с Катунью в районе Бийска, образуя величайшую на континенте реку Обь.

От Бийска до границ Горного Алтая – час езды без нарушения скоростного режима. Почти сразу степи сменяются первыми невысокими горами – настоящие горы Алтая, воспетые Рерихом, находятся намного южнее.

Недалеко от границы – столица республики Горно-Алтайск, единственный крупный город на территории Алтая. Но тракт проходит мимо, по берегу Катуни, поднимаясь всё выше и выше, до Онгудая. За этот перевал решится проследовать не каждый турист. Когда «внизу», на Катунских турбазах, царит лето, на Онгудае может идти столь густой снег, что машинам приходится останавливаться и пережидать непогоду. Но если перевал пропустит, то взору путешественника откроются совершенно немыслимой красоты места – слияние рек Катунь и Чуя, Чуйская долина, покрытые нетающим льдом «бельки» и лишённые растительности скалы. Именно здесь становится ясно, что цвет на картинах Рериха обусловлен не особенностью восприятия художника, а необыкновенной точностью красок. А Чуйский тракт ведёт дальше, на загадочное плато Укок, куда закрыт доступ простым смертным, и к монгольской границе…

Обсудить