Каждый второй барнаульский старшеклассник бездумно выполняет домашние задания с помощью ИИ. К таким выводам пришли сотрудники сервиса по поиску работы SuperJob. О том, как с новым видом списывания борются опытные учителя, депутаты Госдумы и китайцы – читайте в материале altapress.ru.
Школьники. Фото: ru.freepik.com, автор freepik.
Девяностые по-новому
В 2024 году в ИИ-разработки лидеры отрасли по самым скромным подсчетам вложили 110 млрд долларов. Теперь компании, которые проходят мимо искусственного интеллекта, теряют молодую аудиторию, а вместе с ней и инвесторов.
Все гиганты рынка IT попробовали силы в разработке новых генеративных моделей: Google, Apple и даже наш Сбер либо создали новый продукт, либо инвестировали немалые суммы в различные стартапы. Ситуация напоминает конец девяностых, когда каждая компания с претензиями на статусность и прогрессивность была обязана иметь собственный сайт. Тогда веб-страницы только появились, и наличие таковых говорило о богатстве.
По данным ВЦИОМ, не менее 63% россиян в той или иной степени ежедневно пользуются технологиями искусственного интеллекта в повседневной жизни. Доподлинно неизвестно, в каких возрастных группах соотечественники склонны выбирать ChatGPT от OpenAI, нежели Gemini от Google или Deepseek от High-Flyer. Равно как и GigaCHAT от Сбера и YandexGPT от «Яндекса».
Но ясно одно: где есть новое, популярное, удобное и эффективное, там всегда будут подростки. И тем более, если этим можно пользоваться в учебе.
Прогрессивные лентяи
Рисунок созданный нейросетью. Изображение предоставлено пресс-службой компании Йота.
Как выяснили специалисты SuperJob, большинство родителей знает о том, что их дети пользуются нейросетями при решении домашнего задания. В старшей возрастной группе (9-11 классы) половина учеников, по мнению их ближайших родственников, списывает «домашку» новомодными способами.
Интересно, что чем младше ребенок, тем больше в его родителях уверенности в том, что он не пользуется ИИ-технологиями в образовании. Как считают матери и отцы детей 5-6 классов, они в 25% случаев прибегают к помощи искусственного интеллекта, а в 7-9 классах – каждый третий.
Аналитики считают, что это может быть связано с рядом причин. Среди них – высокая степень вовлеченности родителей младших школьников в их учебу, совместное выполнение домашних заданий, а также примитивные лень и затруднения с самостоятельным выполнением.
Снова жандармы
Домашнее задание. freepik.com/freepik
В учительской среде лишь 14% респондентов заявили, что постоянно сталкиваются с заданиями, выполненными с помощью ИИ, и пытаются бороться с этим. По их мнению, вывести нечестного ученика на чистую воду не так сложно. Главное – потратить немного времени.
Подходы у педагогов разные, но все как один говорят, что уточняющие вопросы (тем более у доски) выявят факт списывания. Один из учителей русского языка и литературы сказал:
«По определенным признакам созданный нейросетью текст можно узнать. Задавая ребенку вопросы по якобы написанному им тексту, даю понять, что работа выполнена при помощи ИИ. Анализирую ответы, спрашиваю устно».
Учителя математики работают несколько по-другому:
«Так же, как и с ГДЗ: попросить решить, как в тетради, или дать похожее задание с другими значениями. Списывание легко увидеть у ребенка с низким или средним уровнем знаний. Те способы, которые даю на уроке, будут отличаться от тех, что выдают нейросети».
Интересно, что одновременно с таким подходом, когда учитель прилагает усилия, существует более радикальный и прямолинейный. По информации SuperJob, 27% педагогов просто наказывают детей за списывание:
«Борьба заключается в основном в санкциях к тем, кто просто списал с «нейросетки» и не проработал тему сам».
Проблема новая, решения старые
Флаг Китая. CC0
Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию, в беседе с Накануне.RU заявил, что проблема очень даже решаема, особенно в заведениях высшего образования, где занятия идут по 90 минут и преподавателям некуда торопиться.
По его мнению, если на защите тех же курсовых работ студенту предложить без помощи дополнительных материалов ответить на уточняющие вопросы, станет ясно, какова степень его авторства.
«Проблему решить можно, если использовать разум. – рассуждает депутат. – Например, надо изменить характер оценки работ школьников и студентов. Самый простой способ — пришел студент на защиту курсовой. А теперь положи то, что тобою написано, и расскажи, какие цели ставил, какие средства применял, каких результатов достиг. Дабы, как говорил Петр I, дурь каждого была видна, и ум тоже.
Конечно, это потребует от преподавателей больших затрат времени, но и от студентов – большей подготовки».
В Китае решили пойти по пути наименьшего сопротивления и просто запретить до шестого класса (именно на этой ступени в КНР заканчивается начальная школа) пользоваться технологиями искусственного интеллекта в образовании.
При этом там считают важным умение работать с ИИ, поэтому с седьмого класса вводят в образовательную программу обязательное изучение возможностей и функций нейросетей.