В конце 1960-х гг. композитор Э. Колмановский на стихи К. Ваншенкина написал песню «Алеша», которая была посвящена неизвестному солдату, памятник которому расположен в болгарском городе Пловдив. Местное население называло его просто «Алеша».
Прообраз памятника
В Болгарии принято считать, что памятник был создан по фотографии рядового стрелка третьего Украинского фронта, Алексея Скурлатова. Он некоторое время проживал в Пловдиве в течение 1943–1944 гг., работая связистом на местной телефонной станции. После войны вернулся на Алтай, где и работал в родном селе Налобиха. Умер там же в 2013 г.
Конкурсный отбор проектов
Идея возведения памятника принадлежит местному населению Пловдива, которое так решило выразить благодарность советским войскам за освобождение родного города. Уже в 1948 г. был создан комитет по разработке концепции памятника. В комитет, кроме архитекторов, вошли известные деятели культуры Пловдива, которые работали под руководством генерала А. Грекова.
Место для памятника был выбран Бунарджик – один из холмов, на котором расположен Пловдив. Символическое заложение первого камня монумента состоялось 9 мая 1948 г., хотя продолжались дискуссии о выборе проекта самого памятника.
Только через год был проведен государственный конкурс, на который было подано десять различных проектов. Комитет отобрал из них два – «Красный богатырь» и «Победа». Именно последний и стал концептуальной основой будущего памятника. Окончательное утверждение проекта произошло только в 1950 г.
Памятник воину «Алеше»
Изначально памятник должен был состоять из трех композиционных элементов, которые предполагалось соединить вместе и поставить на постамент. Но монумент получался очень высоким и приобретал издали размытую форму, поэтому оставили центральную часть – фигуру воина-освободителя.
Памятник был поставлен на постамент, имеющий шесть метров в высоту, а фигура воина – одиннадцать с половиной метров. К постаменту ведет лестница из ста ступеней, которые заканчиваются просторной обзорной площадкой. Авторами «Алеши» стали известные болгарские скульпторы В. Радослав, Л. Далчев, Т. Босилков, А. Ковачев и архитекторская группа Н. Марангозова. Они совместно решили, что материалом памятника должен стать железобетон. Постамент отделан гранитом, а на нем вырезаны барельефы.
Работа по возведению монумента продолжалась больше четырех лет и была закончена в 1954 г. Открытие состоялось спустя три года – в 1957 г.
Защитник Пловдива
Памятник виден с любой точки города, возвышаясь над ним. Население Пловдива считает «Алешу» защитником и охранником, который многие годы оберегает покой болгар и самого города.
Кроме того, песня «Алеша» была гимном Пловдива до конца 1980-х гг. После краха социалистического лагеря памятник оказался перед угрозой сноса как символом эпохи тоталитаризма. Но против выступили жители города, которые потом не единожды отстаивали право «Алеши» на существование.